Ноябрь
21
Критикуем эффективно
Недостатки другого мы замечаем гораздо чаще, чем достоинства, поэтому критика человека – явление распространенное. Чтобы разговор о каких-либо промахах или неправильном поведении не превратился в перепалку и не оставил в сердцах обеих сторон обиду и гнев, можно использовать правила критики. Тогда беседа будет результативной, а конфликта удастся избежать.
Конструктивная критика имеет следующую стратегию:
- Определите причины критики. Прежде чем высказывать человеку свое мнение, необходимо убедиться, что вы не хотите самоутвердиться за его счет или не испытываете к нему чувства зависти.
- Цели критики. Перед началом диалога следует понять, чего вы на самом деле хотите добиться. Оцените, реально ли это. Осознание желаемого результата поможет вам удержаться от негатива и чрезмерной эмоциональности.
- Выбор обстановки. Если вы хотите указать человеку на какие-либо его минусы нужно выбрать правильный момент. Критикуемый должен быть в хорошем или нормальном настроении, не занятым срочным делом, так как на бегу конструктивного диалога не получится. Важно, чтобы в момент подобного разговора, вы были наедине, в противном случае, даже если критика человека конструктивная и подается в самой доброжелательной манере, он может занять оборонительную позицию, и тогда конфликт неминуем. Особо остро на оценку своих действий в присутствии посторонних реагируют мужчины.
- Позиция критикуемого. Не нужно сразу же высказывать другому, все, что вы думаете о нем и его поведении. Для начала спросите, как он сам оценивает сложившуюся ситуацию. Возможно, человек видит свои недочеты, тогда ваша обратная связь ему, скорее всего, не потребуется.
- Правильная подача. Конструктивная критика основана на оценке ситуации, но не личности. Поэтому вы должны критиковать конкретный поступок, а не человека. Кроме того, структура высказываний должна строиться посредством «я-сообщений», выглядит это примерно так: «Я очень устаю на работе, мне нужна помощь в домашних делах» – в этом сообщении нет даже намека на негатив в отличие от «ты-сообщения» : «Ты никогда не помогаешь мне по дому, ты эгоист и тебе наплевать на то, что я и так сильно устаю на работе, а тут еще за тобой убираться приходится». Говоря о себе и своих переживаниях в отношении поведения или поступка другого, а не обвинении его, мы делаем шаг навстречу к взаимопониманию, а значит, есть шанс добиться желаемого результата.
- Позитивный настрой. Кроме того, что критикуя нужно избегать обвинений, важно помнить еще о нескольких моментах:
- Сначала расскажите человеку, что вам понравилось в его работе/поступке/поведении, и только после этого говорите о минусах.
- Предложите собеседнику ресурс для изменения ситуации. Возможно, в виде совета, а возможно, в виде конкретной помощи, которую вы способны оказать.
- Внятно разъясните критикуемому суть проблемы, и чего вы бы рекомендовали ему достичь. Опять-таки, в разговоре с мужчинами нужно высказываться как можно конкретнее, учитывая, что они имеют отличный от женщин тип мышления. Девушки часто обижаются, когда партнер не замечает очевидных вещей или, слушая критику в свой адрес, не принимает ее во внимание. На самом деле здесь не идет речи о том, что избранник не любит вас или не придает вашим переживаниям значения. Возможно, высказываясь о своих эмоциях относительно того, что он делает или наоборот не делает, вы забыли обозначить, какого поведения ждете от вашего мужчины в итоге.
Соблюдая правила критики, вы останетесь с собеседником в хороших доброжелательных отношениях и в большинстве случаев будете услышаны